Tiziano
Tintoretto
Veronese
Тициан Вечеллио, Якопо Тинторетто, Паоло Веронезе
Тициан Вечеллио
Якопо Тинторетто
Паоло Веронезе
За что нужно ценить Tициана, Tинторетто и Веронезе, если ты не историк искусства
В ГМИИ имени
Создатели выставки «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе» в Пушкинском музее выпустили к открытию экспозиции каталог, вполне способный, по словам одного из итальянских кураторов, претендовать на статус учебника по истории искусства. Это многое говорит о выставке: картины XVI века, с их обилием деталей, героев, мифологическими и библейскими сюжетами, смысл которых способны понять лишь специалисты по религии и древностям, портреты
Для рядового же посетителя, у которого никакого искусствоведческого бэкграунда нет, но который готов тем не менее пару часов постоять в очереди ради громкого имени Тициана (ведь это пусть и не наше, но итальянское «всё»), понятно будет только одно: картины очень хорошие. Но почему? Будем честны, ответ сможет дать не каждый, потому что, по сути, ценность полотен для неподготовленного зрителя как будто номинальная. Чтобы посетить выставку не для галочки, а вдумчиво насладиться редкой возможностью увидеть работы венецианских живописцев, «Лента.ру» и куратор Виктория Маркова объясняют, что дали искусству Тициан, Тинторетто и Веронезе и чем они отличаются от других мастеров Возрождения — и друг от друга.
Trovare la propria nicchia
Найти свою нишу (итал.)
Тициан (1488–1576) был учеником Джованни Беллини, дружил с Джорджоне, а учеником Тициана, как полагают, был Тинторетто (1518–1594), который следовал девизу «Рисунок — как у Микеланджело, колорит — как у Тициана». Веронезе (1528–1588) учился у своего дяди, родился и первое время жил в Вероне, а в Венеции занимался росписью церквей и Дворца дожей — к его оформлению приложили руку и Тициан, и Тинторетто. На открытии выставки кураторы подчеркивали, что вопреки общепринятому представлению о трех художниках как о соперниках и конкурентах экспозиция в Пушкинском музее призвана показать, как они дополняли друг друга, как каждому удалось занять свою нишу.
В частности, в венецианском Дворце дожей ниши распределились так: Тинторетто со своими учениками создал самую большую картину в мире — «Воскресение праведников, или Рай» площадью 7 на 22 метров в зале Большого совета (этот зал считается самым большим в мире помещением без колонн и опор). Веронезе оформил потолок в том же зале, создав овальный «Триумф Венеции». От Тициана здесь «Дож Антонио Гримани, поклоняющийся Религии» — портрет, который по традиции должен был заказать претендент на титул дожа перед выборами. Эта картина во время пожара 1577 года находилась в мастерской художника, поэтому, в отличие от многих произведений, созданных для дворца, уцелела.
Тициан. Несение крестаоколо 1565 года
И здесь, на слишком, пожалуй, конкретном примере видна и общая картина того, как взаимодействовали три художника. «Рай» Тинторетто — это религиозная живопись, он и вне Дворца дожей чаще всего оформлял именно церкви. Веронезе с «Триумфом Венеции» действительно имел дело с триумфаторами — богатыми жителями города. Тициан же, удостоенный титула первого художника Венецианской республики, работал на самых крупных заказчиков: помимо дожа Антонио Гримани он писал, например, портреты императора Карла V и его сына Филиппа II, будущего короля Испании.
«Тициан был уже в это время признанным патриархом венецианской живописи, и молодые художники относились к нему с глубоким почтением, поскольку были многим ему обязаны. Тем не менее, разделение сфер влияния в Венеции — реальность, это несомненно, — считает куратор выставки, главный научный сотрудник Пушкинского музея Виктория Маркова. — Например, Веронезе работал для аристократических кругов Венеции. Он не был венецианцем, он приехал из Вероны, остался — и достиг действительно всемирной славы. Много занимался росписями вилл на материковой части Венецианской республики. Что касается Тинторетто — он рассчитывал на более бедные слои венецианского общества и выступал в основном как мастер религиозной живописи, религиозных картин, предназначавшихся для церковных интерьеров. Таким образом, они вполне уживались в одном общественном пространстве, и каждый из них своим творчеством способствовал прославлению города, с которым они были неразрывно связаны на протяжении всей жизни».
Тициан. Христос, несущий крест около 1508–1509
Raffaello è morto però Il Rinascimento è vivo
Рафаэль мертв, но Ренессанс жив (итал.)
Творчество Леонардо и Рафаэля целиком связано с Высоким Возрождением и даже сами их имена стали олицетворением той эпохи. Лишь проживший долгую жизнь Микеланджело в поздние годы широко использовал приемы маньеризма. Но в таких городах, как Рим и Флоренция, эпоха Возрождения закончилась после разграбления Рима в 1527 году (или, отмечает Виктория Маркова, после смерти Рафаэля
«В Венеции действительно искусство Возрождения начинается позднее. Раннее Возрождение во Флоренции берет свое начало уже в первые годы XV века, а в Венеции лишь
Кроме того, слава Микеланджело была абсолютно общеевропейской — он был кумиром для всех, в том числе для венецианских художников, — продолжает Маркова. — И влияние Микеланджело и художников, которые приезжали из Рима и уже принадлежали к маньеристскому направлению, ясно видно в искусстве Венеции — в частности, в творчестве Тинторетто. Сам Тициан тоже испытал воздействие маньеризма, и в некоторых его работах это отчетливо видно: когда он использует смелые ракурсы, очень сложные повороты фигур и так далее. Но в особенности это касается, конечно, Тинторетто. Эта формула «рисунок Микеланджело, колорит Тициана» отражает суть творчества Тинторетто. Но все же о живописи Венеции мы не можем сказать, что это маньеризм в чистом виде — так, как это было в Центральной Италии либо, скажем, в Парме, где работал Пармиджанино».
Венецианские художники следовали классическим образам, и не в последнюю очередь это сказывалось на их понимании женской красоты. Самая, при всех оговорках, красивая картина на выставке в Пушкинском — «Саломея» Тициана. Саломея с волосами рыжеватого оттенка (который теперь так и называют — «тициановский цвет») — это, пожалуй, один из наиболее узнаваемых признаков не только этого художника, но и эпохи Возрождения в целом. Если говорить о палитре Веронезе, то жизнеутверждающий колорит — это то, что выделяет художника на фоне уравновешенного Тициана или Тинторетто, который уходит в коричневый или
Raccogliendo mosaico
Собирая мозаику (итал.)
«Из взаимодействия Тициана, Тинторетто и Веронезе складывалось то понятие, которым мы оперируем сегодня: венецианская школа. В ней есть единство, цельность и общие признаки, характеризующие творчество всех трех художников и определяющие лицо этой школы, которая с XVI века становится одной из ведущих в Италии и в Европе. Надо сказать, что эти художники оказали большое влияние на последующее развитие европейской живописи, на таких мастеров XVII века, как Рубенс, Веласкес, Пуссен и многих других. Без них вообще трудно себе представить дальнейшее развитие европейской живописи, их влияние продолжается фактически до XIX века включительно», — говорит Виктория Маркова.
То, что венецианцы повлияли на развитие искусства, очевидно: Рубенс и Рембрандт, Веласкес и Пуссен действительно учились на их полотнах и использовали их находки, выстраивая на их основе свой собственный стиль, а иногда и спорили с ними. То же можно сказать и о других итальянских художниках, о мастерах Высокого Возрождения, и это важно: венецианская школа стала неотъемлемой частью общей картины, полноценной мозаики, в которую складываются отдельные группы художников.
«Если рассматривать венецианскую школу в общей панораме развития итальянского искусства, надо сказать об очень существенной вещи: после трагических событий, связанных с разгромом Рима, в Центральной Италии искусство постепенно идет на спад. Конечно, там работает множество талантливых и замечательных художников — в той же Флоренции, в том же Риме, — но маньеризм все больше утрачивает продуктивность. Все меньше в нем возникает новых идей и все больше того, что обычно вменяется в вину маньеризму, — повторов великих мастеров Возрождения», — уточняет Маркова.
Куратор видит некий закономерный круговорот в том, как сменяли друг друга течения в итальянском искусстве: «Как раз в тот период, когда в Центральной Италии наблюдался спад, Венеция заявила о себе как очень важный, яркий, крупный, абсолютно самобытный центр развития итальянского искусства. Но к концу XVI века начинается спад и в Венеции, и именно тогда в Рим приезжает Караваджо. Причем дата приезда Караваджо в Рим из Милана, то есть с севера Италии, практически совпадает с датой смерти Тинторетто. Нового расцвета искусства, в первую очередь живописи, Венеции пришлось ждать до конца XVII века — так что почти на целое столетие там возникла стагнация. Очень интересно, что итальянское искусство с его многообразием школ и направлений дает нам удивительную картину того, как возвышается одна школа в тот период, когда другая переживает временный застой, — и в целом итальянское искусство на всех этапах своего развития демонстрирует несомненный расцвет».